Пакет антикоррупционных законопроектов, внесенный в Госдуму в пятницу президентом РФ Дмитрием Медведевым и ставший доступным для прочтения в понедельник, предусматривает обязательное ежегодное декларирование доходов госчиновников, ограничения в их дальнейшем трудоустройстве, расширение правового поля для конфискации и увеличение полномочий Следственного комитета при прокуратуре.
Тексты законопроектов стали доступны в понедельник в интернет-базе Госдумы по адресу asozd.duma.gov.ru
Президент России Дмитрий Медведев, вступивший в должность в мае 2008 года, объявил в ходе предвыборной кампании борьбу с коррупцией своим приоритетом, а его предшественник Владимир Путин, два срока подряд возглавлявший страну и сейчас занимающий пост премьер- министра, назвал проблему коррупции в России своей нерешенной задачей.
Критики власти говорят, что за время правления Путина Россия скатилась на последние места в мировых рейтингах коррумпированности чиновников. По оценкам международной организации Transperecy International, РФ занимает 147-е из 180 возможных мест в рейтинге "индекса восприятия коррупции".
"В Российской федерации в основном сформирована правовая и организационные основы противодействия коррупции... Однако... каких-либо значимых результатов на данном направлении не достигнуто", - говорится в пояснительной записке к президентскому законопроекту "О противодействии коррупции".
Законопроект определяет коррупцию как "злоупотребление служебным положением, дачу взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, либо иное использование физическим лицом своего должностного положения... в целях получения выгоды".
Государственные и муниципальные служащие согласно пакету поправок должны будут ежегодно декларировать свои доходы и доходы членов своих семей. Однако под членами семьи в антикоррупционном пакете подразумеваются только супруг и несовершеннолетние дети.
В случае увольнения с госслужбы бывшие чиновники, устраиваясь на работу в коммерческие организации, контроль которых ранее был их служебной обязанностью, обязаны получать согласие "соответствующей комиссии", говорится в законопроекте "О противодействии коррупции".
Кроме того, законопроект предлагает ввести ответственность юридического лица в случае, если коррупционное правонарушение совершалось от его имени или в его интересах.
Антикоррупционный пакет предусматривает поправки в Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы.
Среди прочего, согласно поправкам в ГК, государственным и муниципальным служащим запрещается принимать подарки, связанные с осуществлением своих полномочий, стоимостью выше пяти тысяч рублей. При этом, запрет не распространяется на случаи дарения, связанные с официальными мероприятиями.
Президентские поправки в УК предусматривают расширение действия конфискации имущества, которая должна, по замыслу автора, распространяться на преступления в сфере выборов, сбора подписей и разглашения коммерческой и банковской тайны.
Изменения в УИК, предлагаемые законопроектом Медведева, наделяют главу Следственного комитета при прокуратуре РФ правом единолично начинать уголовное преследование депутатов Госдумы, членов Совета Федерации, судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов. Согласно действующему законодательству, для такого решения главе СКП требуется согласие коллегии из трех судей Верховного суда.
Главы следственных управлений могут также, согласно поправкам, самостоятельно возбуждать уголовные дела в отношении следователей, прокуроров и депутатов региональных законодательных собраний при том, что сейчас им требуется заключение местных судей.
Аналитики с одобрением отнеслись к появлению антикоррупционного пакета, однако сомневаются в его эффективности в отношении высших чиновников.
"Это очень серьезный документ, где заложены очень серьезные вещи, но это их первая треть... Ожидается появление большого пакета экономических законопроектов. которые будут касаться прозрачности госзакупок, проведения тендеров и приватизации", - сказал Рейтер член президентского Совета по противодействию коррупции, представитель правительства в Конституционном суде Михаил Барщевский.
"Ощущение - с серединки на половинку. Из хорошего - хорошо, что закон появился... Но декларирование доходов совершенно беззубое: непонятно куда надо будет декларировать, кроме того, декларации только супруга и детей совершено недостаточно", - говорит Рейтер глава Transperecy International Елена Панфилова.
"Мы всегда выступали за то, чтобы декларированию подвергались высшие чиновники, а здесь взят принцип, чтобы смотрели за всех сверху до низу. С этими декларациями мы еще намучаемся. Страна в них может просто утонуть", - сказал журналистам зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Виктор Илюхин.