Западный военно-политический блок НАТО совершил ошибку, не приняв в свой состав постсоветскую Россию, и теперь пожинает плоды, сказал президент страны Дмитрий Медведев. Он также предупредил, что Россия без колебаний ударила бы по Грузии даже если бы НАТО выдало Тбилиси гарантии членства.
Медведев в пятницу встретился с иностранными политологами и журналистами, участниками дискуссионного клуба "Валдай". Накануне с ними же пообщался экс-президент, ныне премьер-министр Владимир Путин, который предостерег Запад от развязывания новой гонки вооружений и попытался успокоить инвесторов на фоне обвала российских фондовых индексов.
Аналогичной повестки придерживался его преемник. Однако Медведев дал неожиданное для Кремля последнего десятилетия объяснение напряженных отношений Москвы и Запада.
"Ведь у НАТО было несколько возможностей, как себя повести в 90-е годы. Первый вариант, на который НАТО не пошло - просто пригласить Россию в НАТО. Испугались? Кстати, зря. Точно сейчас было бы меньше проблем", - сказал Медведев, повторив, что Россия считает нынешнее расширение НАТО угрозой для себя и намерена сопротивляться.
"Второй ошибкой" он назвал прием в Североатлантический альянс "по принципу: любая страна, которая проявляет лояльность, готова хамить России... имеет право претендовать на присутствие".
Евросоюз и США осудили Россию за то, что они назвали "чрезмерным применением силы" против атаковавшей сепаратистов в Южной Осетии грузинской армии. Российские войска вытеснили грузинские из зоны конфликта и закрепились в глубине Грузии, которая назвала это оккупацией. В понедельник РФ, официально признавшая Южную Осетию и Абхазию суверенными государствами, согласилась с предложенными Евросоюзом условиями вывода своих военных.
Москва говорит, что была вынуждена атаковать грузин, защищая своих граждан в регионе, где за последние годы многие жители получили российские паспорта.
Медведев уверяет, что не раздумывая отдал бы приказ войскам, даже если бы стремящаяся в НАТО Грузия обладала так называемым "Планом для членства", которым блок наделяет потенциальных союзников.
"Что было бы, если бы Грузия имела план для членства? Я могу вам сказать. Я как президент и верховный главнокомандующий ни секунды бы не колебался при принятии того решения, которое я принял тогда. Ни секунды", - сказал он, имея в виду свой приказ о начале военной операции в Грузии.
"А каковы последствия? Они могли быть на порядок сложнее".
Президент сравнил события 8 августа 2008 года, положившие начало войне России и Грузии из-за пророссийских сепаратистов в Южной Осетии, с событиями 11 сентября 2001 года в США. Тогда тысячи человек погибли в результате терактов с использованием захваченных пассажирских самолетов.
Отношения Кремля и уходящей американской администрацией Джорджа Буша резко ухудшились из-за грузинской кампании и Москва говорит, что не нуждается в партнерстве с Вашингтоном больше, чем он сам. Однако в очередную годовщину трагедии в США Медведев демонстративно поддержал обещание, выданное его предшественником 11 сентября 2001 года, подтвердив готовность сотрудничать с Америкой в борьбе с терроризмом.
Однако Кремль обвиняет администрацию США - критикующую его за сворачивание демократии в стране, торможение рыночных реформ и "агрессивную" внешнюю политику - в потворстве турбулентности на мировых финансовых площадках, от которой сегодня страдают инвесторы, ставившие на Россию.
Медведев признался, что власти России только сейчас поняли важность защиты частной собственности и призвал побежавших с местного фондового рынка инвесторов остановиться.
"Мы только начинаем осознавать сейчас, насколько важно обеспечить полноценную защиту собственности и российских граждан и иностранных... инвесторов в России", - сказал он.
Аналитики и бизнес называют яркой иллюстрацией уязвимости прав собственности в России в условиях тотальной коррупции и избирательного применения права "дело ЮКОСа", определившее содержание путинского президентства.
Медведев, которого население, по некоторым опросам, считает ведомым в тандеме с премьером Путиным, повторил обещание создавать благоприятную среду для бизнеса.
"Мы делали и все будем делать для того, чтобы в России был нормальный, хороший инвестиционный климат", - сказал президент.
"Семьдесят пять процентов падения и коррекции фондовых рынков связано с последствиями международного финансового кризиса и 25 процентов - это наши внутренние проблемы, в том числе и последствия войны на Кавказе. Поэтому, несмотря на все эти сложности, я остаюсь вполне умеренным оптимистом".