Лидеры стран Евросоюза соберутся для обсуждения ситуации в Грузии на следующей неделе и попытаются усилить давление на Россию с целью полного вывода ее войск с грузинской территории, однако позиции членов ЕС разнятся, что может ослабить силу конечного решения.
Президент Франции Николя Саркози сыграл важную роль в урегулировании кризиса, сумев добиться от сторон прекращения огня и договориться о выводе войск России с территории Грузии.
Однако после этого Евросоюз не смог единым образом отреагировать на решение Москвы сохранить военное присутствие в стратегических районах Грузии вопреки заявлениям Запада о том, что это нарушает условия соглашения.
"Сейчас пришло время. Став посредником в мирных переговорах, ЕС теперь несет ответственность за их выполнение. В противном случае, Евросоюз может потерять лицо", - говорит Эндрю Уилсон из Европейского совета по внешним связям.
"Однако есть различные мнения и разногласия по этому вопросу, которые не собираются исчезать", - добавляет он, подразумевая давние противоречия, расколовшие блок: часть стран ЕС требует более жестких мер в отношении России, а другие хотят урегулировать отношения с Москвой.
Несмотря на то, что Саркози и канцлер Германии Ангела Меркель раздражены действиями Москвы, они, равно как и другие лидеры ЕС, еще не дошли в оценках ситуации до жесткой позиции прибалтийских стран, Швеции и Польши.
"Мы не ведем разговор о санкциях. Нам нужно оценить происходящее и всю ситуацию в целом", - сказал в понедельник министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер.
Теоретически, ЕС может предпринять широкий диапазон мер - от посылки в регион миротворческих сил и прекращения переговоров с Россией о новом соглашении о стратегическом сотрудничестве до введения экономических санкций и разрыва существующих торговых соглашений.
Однако нежелание многих стран ввязываться в конфликт в проблемном кавказском регионе и опасения ответных мер со стороны России, являющейся основным поставщиком энергоресурсов в Евросоюз, не дают блоку возможности выработать единое жесткое решение.
Что хуже?
Министры иностранных дел стран ЕС на встрече двухнедельной давности достигли принципиального соглашения о направлении в регион наблюдателей, которые будут следить за соблюдением соглашения о прекращении огня, подчеркнув, что любая масштабная миротворческая операция потребует мандата Совета Безопасности ООН, где у России есть право вето.
"Одним из вариантов является организации миссии Европейской политики по обороне и безопасности, однако вопрос в том, в какой форме она будет выражена? В настоящий момент, это больше касается наблюдательских, а не миротворческих функций", - говорит источник в ЕС, используя термин Евросоюза для организации совместных операций по обеспечению безопасности.
Экономическая ситуация таит гораздо более сложные вопросы.
Любые попытки со стороны ЕС заморозить переговоры о соглашении о стратегическом партнерстве между Брюсселем и Москвой, второй раунд которых должен начаться в сентябре, поднимет вопрос о том, кто больше пострадает в случае их срыва.
"Россия просто хочет заключить соглашение как таковое, а ЕС хочет соглашения, которое включит в себя вопросы торговли и энергетики", - пишут аналитики Международной кризисной группы в докладе, опубликованном на прошлой неделе.
Активная распродажа российских акций во время кризиса может укрепить позиции представителей ЕС, полагающих, что Москва заинтересована в европейских рынках для интеграции в такие, органы как Всемирная торговая организация.
Однако премьер-министр России Владимир Путин в понедельник дал понять, что Россия не хочет подчиняться угрозам экономического характера, а российские СМИ процитировали его слова о том, что Москва не видит особых преимуществ от вступления в ВТО.
Таким образом, получается, что у европейских лидеров не так много рычагов для оказания давления на Россию, считают аналитики.
Единственным действенным рычагом может стать вопрос о прекращении переговоров о безвизовом режиме, считает Уилсон.
"Российская элита возлагает большие надежды на эту реформу", - отмечает он, добавляя, что ограничение свободы перемещения в ЕС серьезно осложнит жизнь чиновникам и главам крупных компаний России.
Еще одним важным вопросом может стать вопрос о проведении Олимпиады в 2014 году в российском Сочи, располагающемся всего в 40 километрах от грузинской границы, считает Международная кризисная группа.
"Угроза успешному проведению игр может быть воспринята русскими серьезно", - полагают аналитики группы, добавляя, что Олимпиада в Сочи "рассматривается Кремлем как важный вопрос престижа страны и национальной гордости".