Россия в среду представила Совету Безопасности ООН подготовленный ею новый проект резолюции по Южной Осетии, призванный установить мир в Грузии, - на следующий день после того, как наложила вето на предыдущий вариант документа.
Российский текст включил шесть пунктов плана мирного урегулирования, предложенного президентом Франции Николя Саркози и подписанного на прошлой неделе Москвой и Тбилиси.
Западные дипломаты утверждают, что ничего не имеют против плана мирного урегулирования, однако не спешат закрепить его в виде резолюции СовБеза ООН, ссылаясь на то, что Москва не выполнила условия касательно скорейшего вывода войск из Грузии.
Исполняющий обязанности постоянного представителя США при ООН Алехандро Волфф дал понять, что Вашингтону не нравится предложенный Россией вариант, поскольку он "стремится закрепить на бумаге российскую интерпретацию (плана), с которой мы не согласны".
Военный конфликт в Закавказье разразился в ночь с 7 на 8 августа, когда Грузия ввела войска в Южную Осетию, чтобы силой вернуть себе контроль над мятежной провинцией, пользующейся поддержкой Москвы. Россия ответила мощным ударом, направив затем бронетанковую технику вглубь грузинской территории.
Отношения между двумя бывшими советскими республиками резко ухудшились за последние несколько лет в связи со стремлением Тбилиси стать членом НАТО.
Совету Безопасности ООН, в который входят представители 15 стран, теперь приходится выбирать между двумя взаимоисключающими проектами, каждому из которых грозит вето. Правом вето обладают пять членов СовБеза - Россия, Соединенные Штаты, Китай, Великобритания и Франция.
Российский проект резолюции предусматривает, что СовБез одобрит предложенный Саркози план мирного урегулирования. В заключении говорится, что "все стороны должны добросовестно выполнять этот план".
Первый вариант проекта, подготовленный Францией при поддержке западных дипломатов, призывал Россию и Грузию немедленно вернуть войска на места постоянной дислокации, а также неукоснительно соблюдать условия перемирия.
Постпред России в ООН Виталий Чуркин во вторник заявил, что Москва не поддержит первый проект резолюции по Южной Осетии. В результате голосование так и не состоялось. В среду он назвал написанный французами текст "непонятной попыткой заставить СовБез сделать шаг в сторону".
Чуркин выразил надежду на то, что прочие члены Совета Безопасности положительно отреагируют на российский вариант.
"Никто не сможет возразить, если Совет Безопасности подпишется под шестью принципами, о которых договорились российский и французский президенты и которые создали основу для всех нынешних усилий по нормализации ситуации". - сказал Чуркин журналистам.
Первоначально Франция разрабатывала проект, схожий с так называемым "планом Медведева-Саркози", однако впоследствии сильно изменила его, поддавшись на аргументы западных дипломатов о недостаточно быстром выводе российских войск с грузинской территории.
В частности, французский проект опустил вопрос о статусе Южной Осетии и Абхазии, вместо этого подчеркнув необходимость сохранения территориальной целостности Грузии.
Не понравилось западным дипломатам и положение плана мирного урегулирование, внесенное по настоянию России - о том, что российские войска могут "прибегнуть в дополнительным мерам по обеспечению безопасности".
Как утверждают западные дипломаты, разработанный французами проект резолюции был внесен в Совет Безопасности ООН, несмотря на практически полную уверенность в том, что Россия его не одобрит. Как выразился один посланник, целью было "заявить о том, что Россия так и не вывела войска".
И.О. постпреда Франции в ООН Жан-Поль Лакруа сказал журналистам, что французский проект еще будет рассматриваться. По его словам, Париж все еще надеется на выполнение плана мирного урегулирования из шести пунктов, но это зависит от готовности РФ вывести войска из Грузии.
"Мы будем оценивать ситуацию на основании того, появятся ли в ближайшие дни конкретные и достоверные признаки вывода войск. На основании этого мы и будем принимать решения", - сказал Лакруа.
Представитель Белого дома Гордон Джонроу в среду сказал, что Соединенные Штаты отметили "некоторые признаки начала вывода войск", но этого "недостаточно".