Сегодня в Минске проходит очередное заседание межведомственной правительственной комиссии по вопросам импорта энергоресурсов. Сегодняшнее заседание комиссии, которую возглавляет первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко, посвящено распределению квот на переработку нефти, поставляемой на белорусские НПЗ железнодорожным транспортом.
Несмотря на все заявления давальцев о низкой рентабельности, а порой и убыточности поставок, желающих получить квоту не так уж и мало. В отличие от трубной нефти квота на колесную нефть небольшая – около 200-300 тыс. тонн на месяц, что позволяет чиновникам определять «счастливчиков» на так называемой «конкурсной» основе.
Накануне заседания компании-давальцы получили письмо из концерна «Белнефтехим», в котором за подписью зампредседателя концерна Михаила Осипенко озвучены условия «конкурса».
«...при определении организаций-переработчиков нефти будет рассматриваться вариант предоставления квоты на переработку нефти, поставляемой железнодорожным транспортом, на условиях перечисления 50 процентов балансовой прибыли в бюджет республики...», - говорится в письме.
В общем, условие понятное – в дополнение ко всем налогам 50% из прибыли вынь да положь.
Но это еще не все. Из того, что останется «после уплаты всех налоговых и других платежей из прибыли», придется профинансировать «социальные программы на предложенных Вами условиях».
Ни много, ни мало. Но не стоит торопиться с обвинениями в адрес г-на Осипенко, хоть он в концерне и отвечает за поставки нефти в Беларусь. В данном случае он выступает исполнителем, выполняя поручения руководителя комиссии.
Однако, Семашко также нельзя назвать автором идеи «50% прибыли в бюджет». Недавно белорусские и российские СМИ красочно освещали возвращение на белорусский рынок российского бизнесмена Брынцалова, пообещавшего завалить страну медикаментами отечественного производства – речь шла о создании производства медпрепаратов в Витебске.
Под этот проект Брынцалов решил возобновить свой нефтяной бизнес в Беларуси, который он весьма успешно осуществлял до 2007 года. Что он пообещал за согласие выделить квоту указанной им структуре при условии 100% экспорта нефтепродуктов неизвестно (есть мнение – очередной кусок земли под Сочи), но при этом он сделал шаг навстречу чиновникам, предложив перечислить в бюджет упомянутые «50% от балансовой прибыли».
Правда при этом Брынцалов попросил отсрочку выполнения этого условия до конца года. Но белорусские чиновники быстро сообразили, чем может обернуться такая отсрочка, и как сложно будет потом найти Брынцалова на бескрайних просторах России, но условие им понравилось, и его выставили всем желающим подзаработать на белорусской нефтянке.
Впрочем, сегодня Семашко и его комиссии еще придется поломать голову, как вписать эти отчисления в белорусское законодательство. Но особое внимание следует обратить на социальные программы.
Чтобы никто не сомневался, речь не идет о дополнительных пособиях пенсионерам, строительстве детских лагерей отдыха и санаториев, учреждений здравоохранения. Под социальными программами в данном случае надо понимать «ХОККЕЙ»...
Но это уже другая, причем весьма длинная и запутанная тема.